5.32 |
"Радиоэлектронная борьба и радиолокационные системы
(Технический справочник)"
Люблю я военных, ёлки-палки!
Но не как в старом пошлом анекдоте про бабушку: "У меня, внученька, была только одна единственная любовь в жизни – моряки!", а с технической точки зрения. Ибо люди в фуражках и бескозырках – что наши, что буржуинские, тем и отличаются от "великих учёных", что требуют излагать всякие там теории и прочую лабуду "коротко и ясно".
Я знаю лично несколько наших отечественных докторов наук, которые способны часами с упоением рассказывать о своих "гениальных" научно-технических "достижениях". Но понять что-либо конкретное и нужное из их россказней, даже человеку "в теме", невозможно. А уж какая "каша" после этого остаётся в ещё незаполненных мыслями головах юных аспирантов, остаётся только догадываться!
А какие нонче монографии и учебники выходят из-под "пера" современных научных "писателей"! Век бы их не видеть. Либо "копи-пэйст" в худшем варианте, либо переписывание и переиначивание себя любимого тридцатилетней давности. А если из этих "учебников" и "монографий" "отжать" всю "воду" и пустопорожнюю набивку, то из 300 страниц останется, дай-то Бог, полезных страничек двадцать, а то и меньше. Поэтому для того, чтобы найти толковую и полезную книжку российских авторов, например, по современным радиолокационным системам, молодым дарованиям ещё придётся "побегать" по интернету, высунув язык.
Проблема резко упрощается для аспирантов-технарей, бегло владеющих английским языком. Говоря "бегло", я имею в виду способность читать и понимать(!) буржуйские тексты по специальности без поминутного заглядывания в словари, ну, хотя бы, процентов на 70%, а также общаться с "потусторонними" гражданами на своём профессиональном языке. Не менее! Но и не более!
Правда, тут на днях меня здорово насмешил с английским языком один "товарищ" – проректор по общим вопросам МИСиС, Исаев Игорь Магомедович. По-видимому, совершенно объективно и заслуженно, МИСиС – бывшее подсобное хозяйство нынешнего министра образования и науки г-на Ливанова, вошёл в число 15 избранных вузов, которых собираются "затащить" в топ-100 лучших университетов мира. Так вот что, среди прочего, "выдал на гора" уважаемый Магомедович в своём интервью
"МИСиС готов к быстрой победе":
Вопрос: "Какие вы видите препятствия для МИСиС при вхождении в рейтинги?"
Ответ: "– Языковой барьер. У нас в России детей учат иностранному языку в школе 5–6 лет, потом в университете 4–5 лет, и на выходе большинство не знает даже элементарных фраз. А для того чтобы здесь создать нормальную инфраструктуру для приёма иностранных студентов и преподавателей, люди должны владеть английским языком хотя бы на разговорном уровне. Это как минимум. В Европе норма, когда вы заходите в любой ресторан и обслуживающий персонал свободно говорит на немецком, английском, французском. У нас этой культуры нет, к сожалению. Но мы будем её формировать.
Сейчас у себя в университете меняем систему обучения языкам. Студент, который обучается на совместной с Кембриджским университетом платформе по языковой подготовке Touchstone, за четыре года должен выйти на определённый уровень: В2–С1. Начиная с этого года мы планируем ввести такую практику: если студенты после четырёх лет обучения не сдают международный экзамен IELTS не ниже уровня B2, то они не получают диплом о высшем образовании, только академическую справку. Это один из действенных инструментов реального контроля знаний."
Когда я рассказал об этом пассаже г-на И.И. Исаева своей коллеге, профессиональному лингвисту, то она выразилась весьма ёмко и недвусмысленно. Я не хочу сказать, что она (как чрезвычайно воспитанная и культурная, в отличие от меня) постучала пальцем по виску, но смысл был именно таков.
Очевидно, что данный проректор по общим вопросам слишком далёк от вопросов конкретных, и уж во всяком случае ни хрена не "петрит", как минимум, в лингвистике и юриспруденции. Потому что, если бы он проконсультировался у специалистов в других вузах, раз их не оказалось в своём родном, то ему бы ответили следующее:
- результаты международного экзамена IELTS действуют только в течении определённого срока, после окончания которого вы можете подарить полученный сертификат своей кошке или канарейке, так как больше он никому не пригодится;
- знание языка и сдача международного экзамена IELTS – это "две большие разницы"; существуют специальные курсы по "натаскиванию" именно для сдачи IELTS;
- сдать IELTS на уровне "B2", даже после соответствующей подготовки, не сможет приличная часть выпускников специализированных языковых вузов;
- в настоящее время не существует никаких правовых и законных оснований для того, чтобы МИСиС – кузница начальства верхнего уровня, не выдал диплом выпускнику этого славного университета, успешно сдавшему все предметы, кроме IELTS.
Я понимаю, что руководство МИСиС может преспокойненько наплевать на все законы Российской Федерации, имея "крышу" в виде г-на Ливанова, и получив финансовый пайковый карт-бланш на ближайшие годы, но любой, даже самый зависимый, но справедливый суд в нашей стране, примет в таком случае решение в пользу выпускника, лишённого диплома из-за IELTS.
И самое "ржачное" в этой ситуации, что подобные "внутренние уставы" пишут люди, которые сами знают английский, скорее всего, на Мутко-уровне – "фром хиз харт", тогда как для "технарей" достижение уровня "B2" экзамена IELTS абсолютно не нужно.
А вот что реально необходимо аспирантам-технарям – так это читать иноязычные книжки грамотных специалистов, накапливать чужие мысли у себя в голове для того, чтобы на этой "почве" родились и свои собственные идеи.
Уже несколько раз на этом сайте я выкладывал материал, посвящённый "уводу" буржуйской интеллектуальной собственности, в частности, у вооруженных сил Соединённых Штатов Америки (см. "У врага за пазухой"). В этот раз поблагодарим "фром ол ауэ хартс" "Командование авиационными системами" ("Naval Air Systems Command") и "Авиационный центр" ("Naval Air Warfare Center") ВМС США за очень и очень неплохой технический справочник "Радиоэлектронная борьба и радиолокационные системы" ("Electronic Warfare and Radar Systems Engineering Handbook").
Если кто-то опять начнёт говорить о том, что, де книжка "старая", 1997 года, то я отвечу словами товарища Дынина: "Старая. Но ни кем не отменённая!". А то, что она датирована 1 апреля совсем не означает, что её писали дураки и для дураков. Но если серьёзно, то лично я не променяю шкаф "старых" технических книг из своей домашней библиотеки на вагон "новых" монографий современных российских "учёных".
Итак, ближе к делу.
Ниже – мой перевод оглавления этого справочника из 299 страниц с картинками.
0.0 Cover |
0.0 Обложка |
1.0 ABBREVIATIONS and ACRONYMS |
1.0 СОКРАЩЕНИЯ и АКРОНИМЫ |
FUNDAMENTALS |
ОСНОВЫ |
2.1 Constants, Conversions, and Characters |
2.1 Константы, преобразования и символы |
2.2 Mathematical Notation |
2.2 Математическая система обозначений |
2.3 Frequency Spectrum |
2.3 Частотный спектр |
2.4 Decibel (dB) |
2.4 Децибел (дБ) |
2.5 Duty Cycle |
2.5 Период повторения |
2.6 Doppler Shift |
2.6 Доплеровский сдвиг |
2.7 Electronic Formulas |
2.7 Формулы в электронике |
2.8 Missile and Electronic Equipment Designations |
2.8 Обозначения в области ракетного и электронного оборудования |
2.9 Radar Horizon / Line of Sight |
2.9 Радиолокационный горизонт / Прямая видимость |
2.10 Propagation Time / Resolution |
2.10 Время распространения / Разрешение |
2.11 Modulation |
2.11 Модуляция |
2.12 Transforms / Wavelets |
2.12 Преобразования / Вейвлеты |
ANTENNAS |
АНТЕННЫ |
3.1 Antenna Introduction / Basics |
3.1 Введение в антенны / Основы |
3.2 Polarization |
3.2 Поляризация |
3.3 Radiation Patterns |
3.3 Диаграммы излучения |
3.4 Frequency / Phase Effects of Antennas |
3.4 Частотные и фазовые эффекты в антеннах |
3.5 Antenna Near Field |
3.5 Ближняя зона антенны |
3.6 Radiation Hazards (Electromagnetic) |
3.6 Опасность излучения (электромагнитного) |
RADAR EQUATIONS |
УРАВНЕНИЯ РАДИОЛОКАЦИИ |
4.1 Field Intensity and Power Density |
4.1 Напряженность поля и плотность мощности |
4.2 Power Density |
4.2 Плотность мощности |
4.3 One-Way Radar Equation / RF Propagation |
4.3 Одностороннее уравнение радиолокации / Распространение радиоволн |
4.4 Two-Way Radar Equation (Monostatic) |
4.4 Двустороннее уравнение радиолокации (однопозиционный случай) |
4.5 Alternate Two-way Radar Equation |
4.5 Альтернативное двустороннее уравнение радиолокации |
4.6 Two-way Radar Equation (Bistatic) |
4.6 Двустороннее уравнение радиолокации (двухпозиционный случай) |
4.7 Jamming to Signal (J/S) Ratio - Constant Power (Saturated) Jamming |
4.7 Соотношение «помеха-сигнал» – Помехи с постоянной мощностью |
4.8 Burn-Through / Crossover Range |
4.8 Дальность обнаружения в условиях помех / Критическая дальность |
4.9 Support Jamming |
4.9 Поддержка при радиопротиводействии |
4.10 Jamming to Signal (J/S) Ratio - Constant Gain (Linear) Jamming |
4.10 Соотношение «помеха-сигнал» - помехи при постоянном коэффициенте усиления (линейный случай) |
4.11 Radar Cross Section (RCS) |
4.11 Эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) |
4.12 Emission Control (EMCON) |
4.12 Контроль излучения |
RADAR AND RECEIVER CHARACTERISTICS & TEST |
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЕ РЛС |
5.1 RF Atmospheric Absorption / Ducting |
5.1 Атмосферное поглощение / Волноводы в радиочастотном диапазоне |
5.2 Receiver Sensitivity and Noise |
5.2 Чувствительность и шумы приёмника |
5.3 Receiver Types and Characteristics |
5.3 Типы и характеристики приёмников |
5.4 Radar Modes |
5.4 Режимы работы РЛС |
5.5 General Radar Display Types |
5.5 Основные типы РЛ индикаторов |
5.6 IFF - Identification - Friend or Foe |
5.6 Идентификация «свой - чужой» |
5.7 Receiver Tests |
5.7 Тестирование приёмника |
5.8 Signal Sorting and Direction Finding |
5.8 Классификация сигналов и пеленгование |
MICROWAVE / RF COMPONENTS |
СВЧ / РЧ КОМПОНЕНТЫ |
6.1 Microwave Waveguides and Coaxial Cable |
6.1 СВЧ волноводы и коаксиальный кабель |
6.2 Voltage Standing Wave Ratio (VSWR) / Reflection Coefficient / Return Loss / Mismatch Loss |
6.2 Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВ) / Коэффициент отражения / Потери в обратном направлении / Потери рассогласования |
6.3 Microwave Coaxial Connectors |
6.3 СВЧ коаксиальные соединители |
6.4 Power Dividers and Directional Couplers |
6.4 Делители мощности и направленные ответвители |
6.5 Attenuators / Filters / DC Blocks |
6.5 Аттенюаторы / Фильтры / Устройства блокировки по постоянному току |
6.6 Terminations / Dummy Loads |
6.6 Оконечные нагрузки / Поглощающие нагрузки |
6.7 Circulators and Diplexers |
6.7 Циркуляторы и диплексеры |
6.8 Mixers and Frequency Discriminators |
6.8 Смесители и частотные дискриминаторы |
6.9 Detectors |
6.9 Детекторы |
6.10 Microwave Measurements |
6.10 СВЧ измерения |
ELECTRO-OPTICS and IR |
ЭЛЕКТРООПТИКА и ИК |
7.1 Electro-Optics and IR |
7.1 Электрооптика и ИК |
7.2 Laser Safety |
7.2 Лазерная безопасность |
AIRCRAFT DYNAMICS CONSIDERATIONS |
ВОПРОСЫ ДИНАМИКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ |
8.1 Free Fall / Aircraft Drag |
8.1 Свободное падение / Лобовое сопротивление ЛА |
8.2 Mach Number and Airspeed versus Altitude |
8.2 Число Маха и скорость полета в зависимости от высоты |
8.3 Maneuverability |
8.3 Маневренность |
8.4 EMP / Aircraft Dimensions |
8.4 Электромагнитный импульс / размеры ЛА |
DATA TRANSFER BUSSES |
ШИНЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ |
9.1 Data Busses |
9.1 Шины данных |
9.2 RS-232 Interface |
9.2 Интерфейс RS-232 |
9.3 RS-422 Balanced Voltage Interface |
9.3 Сбалансированный последовательный интерфейс RS-422 |
9.4 RS-485 Interface |
9.4 Интерфейс RS-485 |
9.5 IEEE-488 Interface Bus (HP-IB/GP-IB) |
9.5 Шина интерфейса IEEE-488 (HP-IB/GP-IB) |
9.6 MIL-STD-1553 and 1773 Data Bus |
9.6 Шины данных MIL-STD-1553 и 1773 |
10.0 GLOSSARY |
10.0 СЛОВАРЬ |
- Ссылка на главную страницу со справочником на сайте "microwaves101.com"
- Ссылка на исходный файл со справочником (pdf-формат, размер 3335959 байт)
- Ссылка на pdf-файл с переведённым на русский содержанием (zip-архив, 2915859 байт)
- Ссылка на отдельные pdf-файлы справочника на сайте "microwaves101.com" (zip-архив, 4361326 байт)
- Ссылка на отдельные pdf-файлы справочника - зеркало (zip-архив, 4361326 байт)
Кто уже написал диссертацию? Поднимите руку!
© 2013. В.И. Карнышев
"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро,
, 2014